Назад в Библиотеку

Нолофинвэ "Размышления о Феанаро"


Наиболее эпичный герой "Сильмариллиона", Феанаро является объектом страстной любви и такой же пылкой неприязни все долгое время существования Толкин-фэндома. Поэтому и трактовка этого образа является неоднозначной.
Обстоятельства рождения Феанаро напоминают обстоятельства рождения великих героев древности, которые стали невинными убийцами своих матерей. Мириэль, жена короля Финвэ, устав вынашивать сына и отдав ему много душевной энергии, по собственной воле покинула тело и сошла в Мандос.
Его отец, Финвэ, протосковав надлежащее время, привел в дом вторую жену. Опять же - в большинстве эпосов возникает мотив мачехи главного героя, иногда доброй, чаще злой, а порой даже влюбленной в своего пасынка. Однако, в "Сильмариллионе" ситуация вообще невероятна. Ведь эпосы писались о людях, для которых вообще-то полюбить вторично не является чем-то ненормальным.
В отличие от эльфов - бессмертных созданий.
Феанаро наверняка был не единственным полусиротой в Амане - Квэнди жили в Эндорэ в тяжелых условиях, теряли близких, и те, кто прибыл в Аман, могли потерять в Средиземье отца или мать. Вопрос - а возвращали ли Валар погибших к новой жизни, и время этого возвращения нигде не оговаривается.
Так что можно представить, что Феанаро был не одинок в своем сиротстве. Но ситуация в его семье могла вынести разум любом эльфу.
Зная, что другие Эльдар терпеливо ждут возвращения погибших, зная, что чувство в сердце Эльда загорается только раз в жизни и только к одному партнеру, Феанаро должен воспринимать второй брак отца как извращение. Не потому, что Индис была злой - а потому, что она вообще была. Исключительная ситуация вообще травмирует детей, здесь ситуация была такой - кто-то не должен был вообще существовать: либо Феанаро, или его братья и сестры.
Наверное, это ужасное понимание пришло к Феанаро с юностью. До того он - имха - относился к братикам и сестричкам как каждый нормальный Эльда к милым малышам. Но, как только понял это, то покинул родительский дом, остыв сердцем к отцовской семье.
Финвэ наверняка чувствовал свою вину перед первенцем, чем и объясняется его дальнейшее демонстративное потакание прихотям старшего сына.
Итак, Феанаро посвящает себя наукам. Он гениален, он Мастер - изобретения сыплются одно за другим. Тенгвар, палантир, Сильмариллы ... Он становится строгим ортодоксом в языковых вопросах - древний вариант Квенья с этим "Териндэ" вместо "Сэриндэ" становится для него делом принципа. Это первое желание клановой обособленности от остальных Нолдор - отличаться от всех хотя бы диалектом.
Обучение у кузнеца Махтана даёт еще один, неожиданный результат - Феанаро влюбляется.
Не красавица, но мудрая ведунья ... Нерданэль - именно то, что на данном этапе нужно Феанаро. Он стремится к семье, настоящей, "такой как у всех, и даже лучше". И у него она появляется - жена и семеро замечательных малышей.
С отцовской семьей он общается очень редко. Там еще один раздражитель, кроме Индис: Нолофинвэ, второй сын короля, но старший сын королевы. Похож на отца Финвэ, и почти двойник внешне его, Феанаро.
Понимание того, что это неправильно, снова входит в душу Огненного Лорда. Нолофинвэ не должен существовать, как не должен существовать второй брак отца. Иначе - он, Феанаро, должен признать себя несуществующим, неким сном, который Мириэль приснился в садах Лориэна.
Вся его неприязнь сейчас сконцентрирована на "полубрате". К тому же по Валинору сейчас свободно ходит некий Мелькор. Феанаро держится от него подальше, но слухи, которые распускает Мелькор, доходят и до Мастера. Тем более - слухи эти совпадают с его душевным состоянием. А тут и "полубрат", который ранее пытался поддерживать с Феанаро дружеские отношения, отдалился, стал холодным и подозрительным. Конечно же - до него тоже доходят определенные слухи ...
Мелькор использовал ситуацию по полной. Оба брата сейчас уверены - они враги, которые борются за место в отцовском сердце.
Да, речь идет лишь об этом - ибо какая борьба за власть может быть при жизни бессмертного Финвэ в безопасном Валиноре. И есть ли у эльфов в Тирионе власть?
Феанаро уверен, что нет. Что Валар, их опекуны, злоупотребляют своим опекунством и держат их в золотой клетке. У него рождается мысль о возвращении в Эндорэ. Там, на свободе, он наконец почувствует подлинность власти и подлинность самого себя.
Он начинает вербовать сторонников и вооружать свой клан. Делает это несдержанно и неосторожно - весь Тирион кипит, словно вода в котле. Нерданэль пытается утишить его порывы - она из ортодоксальной семьи, ее отец любимый ученик Аулэ. Но Феанаро ради своей мечты готов сейчас пожертвовать даже тем, к чему стремился всю жизнь: нормальной семьей. Он отталкивает Нерданэль и перестает прислушиваться к ее советам.
Нолофинвэ против его планов, он считает это оскорблением для отца, осквернением дела всей жизни Финвэ. А - ну конечно же - вот полубрат и показал себя. Феанаро приходит на совещание лордов вооруженным до зубов и оскорбляет брата злыми словами, а потом грозит оружием.
Феанаро сейчас уверен в правоте слухов, которые распускает по Тириону Мелькор. А вот Нолофинвэ понял, что брату совсем не нужен Тирион, и он не собирается, как то говорят слухи, изгонять из него двух младших братьев. Феанаро сам рвется уйти за море. И хотя Нолофинвэ продолжает считать, что это плохо, его отношение к пылкому брату, как это ни странно, меняется к лучшему.
Вмешательство Валар и последующий суд приводят Феанаро в состояние шока. И не только Феанаро. И Финвэ, и младшие сыновья поняли наконец, что они в Тирионе не хозяева, что суд и контроль в руках опекунов. Так, может, слова о "золотой клетке" правдивы? Финвэ становится на сторону первенца, он считает его ссылку несправедливой и отправляется с ним в Форменос. Нолофинвэ прощает брату и меч, и злые слова. Он начинает думать - а может на самом деле уйти ... на волю. И сыновья его уже задумались над этим, равно как и дети Арафинвэ.
В ссылке Феанаро не тратит времени зря - строит крепость, учится военному делу сам, учит сыновей и верных. Ради великой цели он без сожаления оставил в Тирионе Нерданэль. Она не разделяет его взглядов - тем хуже для нее.
Праздник Урожая. Феанаро приходит на него один, без отца, сыновей и сторонников, всем своим видом демонстрируя опозицию. Тем неожиданнее для него прозрение Нолофинвэ - обиженный им брат дает понять: ты прав, я пойду за тобой. Внезапное исчезновение света и последующие события еще больше убеждают Феанаро в том, что надо уходить, ну а весть о гибели отца и потеря дела всей жизни приводит Феанаро в состояние неистовства. Из этого состояния он не выходит до своей гибели.
Далее события раскручиваются довольно стремительно - возвращение в Форменос, похороны Финвэ, сбор клана, возвращение в Тирион. Речь у Миндона Эльдалиэвэ наполняет сердца Эльдар желанием идти в Эндорэ.
И тут Феанаро совершает ошибку, в принципе характерную для этой пылкой, сильной, но травмированной натуры. Он - вождь, но вождь не народа, а рода. Оттолкнув от себя "ненастоящую" вторую семью отца, он перенес свою неприязнь и на их близких. Это в конце концов привело к тому, что Феанаро зациклился на своем клане. Клятва в этом плане как раз является вершиной "клановости", она ставит род Феанаро над всеми живыми существами.
Настроение на площади сразу меняется. Нолофинвэ резко противоречит брату, но слово не воробей и Клятва уже произнесена. Да и не терпит Феанаро, когда ему противоречат - любое препятствие проводит его в гнев, заставляет чувствовать себя "ненастоящим".
Впрочем - Нолдор продолжают собираться, и Феанаро считает, что это его заслуга. Однако - взяв на себя бремя руководства, он должен думать и о том, как добраться до Эндорэ. Огненный Дух решает проблему простейшим образом: сейчас он пойдет в Альквалондэ, скажет зажигательную речь, и Телери перевезут их на другую сторону, а то и присоединятся к походу.
Сопротивление Ольвэ становится для Феанаро неожиданным и ужасным препятствием. Когда он говорил на улицах Тириона и слушал пылкое "Айя", он понимал, что он существует. Теперь же Ольвэ ведет себя так, будто его, Феанаро, нет на свете. Не обращает внимания на его доказательства, выдвигает свои ... Хорошо. Феанаро, вместо того, чтобы вернуться и послать на переговоры кого-то другого, начинает действовать так, будто он одинок, словно за его спиной нет народа Нолдор, кроме его собственного клана, нет братьев, один из которых родственник Ольвэ.
Попытка начать погрузку без разрешения закончилась сражением. То, что шокировало многих Эльдар, не коснулось Феанаро - ведь он добился своего, а значит он настоящий, он существует.
Араман. Интересно, что изначально клан Феанаро плывет на кораблях, а остальное войско идет берегом. Вывод - количества кораблей хватит на три ходки, о каком-то недоверии в этом плане у остальных Нолдор нет и речи, риск в виде разгневанного Оссэ Феанаро принимает на себя и потерь не считает.
Речь Судьи перед войском, которое наконец обьединилось в Арамане, имеет на Феанаро совершенно противоположное влияние. Он еще больше убеждается в своей правоте - "зато о нас будут петь песни". То есть для него очень важно оставить после себя след, какой - не имеет значения.
Уход Арафинвэ он воспринимает безразлично - уговорить брата не пытается, ушел, так ушел. Бурные дебаты остальных Эльдар его раздражают - ну почему нельзя делать так, как он: идти вперед, несмотря ни на что. Они еще и ругают его - его, который распахнул перед ними ворота на волю. Да, в золотой клетке тепло, и кормят три раза в день. А тут воля. Вы ее хотели? Ешьте ее, о Нолдор. Нолофинвэ - лучший вождь для народа Нолдор? Что мне ваш народ, мой народ те, кто идет за мной, не споря.
Так Феанаро делает самую большую ошибку своей жизни. Большую даже, чем схватка в Альквалондэ. Гениальный ученый, волею судьбы заброшенный на вершины власти, он не сумел отречься от индивидуализма, клановости и стать действительно королем Нолдор, а не вождем Первого Дома. Переправив клан, он приказывает поджечь корабли, и кто знает, чего больше в этом жесте - желания оставить на той стороне тех, кто с ним не согласен, или желания сжечь за собой корабли, чтобы те, кто с ним, не вздумали вернуться?
Ведь тяжело быть уверенным в себе тому, кто всю жизнь подсознательно считал себя "ненастоящим".
Первая же успешная битва приводит Феанаро в состояние эйфории. Он несется вперед, "забывая" позади уже собственное основное войско и сыновей, и погибает из-за этого своего неумения координировать свои действия хоть с кем-то. Перед смертью он последним прозрением понимает тщетность своих попыток, но - как же характерно - заставляет сыновей повторить Клятву, окончательно закрывая им путь к нормальной "настоящей" жизни, а не жизни изгоев, отрезанных от остального народа.
Что было бы, если бы Феанаро выжил?
Может быть он, ведя в Эндорэ жизнь, полную опасностей, понял бы, что сила Нолдор в единстве, что один-единственный клан не сможет добиться того, что может целый народ.
А может нет - кто знает. Приговор судьи Намо, который тяготеет над Огненным Лордом, приговор, который страшнее первого приговора Мелькору, говорит о том, что Валар считали его большим преступником, чем Разрушителя Арды. Суд Феантуро смягчающих вину обстоятельств не признавал.




Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz