Назад в Библиотеку

Акантария "Цвета в Арде"


У Толкиена в Арде цвета имеют значение. Тот или иной цвет сопряжен с тем или иным персонажем, и связь всегда символична.
Значение цветов отлично от простого и примитивного деления на "свой-чужой". То есть цвета используются не для того, чтоб обозначить принадлежность персонажа к тому или иному политическому течению/народу, а чтобы визуально рассказать что-то о нем.

Предпринимаю попытку раскодировать язык цвета.

1. белый.

Смысл белого цвета раскрыт в разговоре Гэндальфа с Саруманом:
' "White! " he [Saruman] sneered. "It serves as a beginning. White cloth may be dyed. The white page can be overwritten; and the white light can be broken."
' "In which case it is no longer white," said I [Gandalf]. "And he that breaks a thing to find out what it is has left the path of wisdom."

Кроме того, что белый цвет служит началом, как белый лист, который можно исписать, или белый свет, который можно разбить на спектр, белый цвет означает так же важность, высокое положение среди "хороших" (тех, кто не за Моргота), а также радость.
Белый цвет проассоциирован с добром, потому что его взяла на вооружение Варда, "богиня" света, и большое количество хороших персонажей также одеваются в белое. Белый огонь, которым горят души Эльфов, означает, что они сохраняют первозданную целостность, не разбиты (сломлены). В белые одежды одеты Гэндальф и Глорфиндэл - Белые Всадники, антагонисты Черных Всадников: служители света против служителей тьмы. Белые одежды принцесс (Галадриэль, Аредэль, Эовин) символизируют как их чистоту, так и высокое общественное положение. В случае Эовин белый цвет также символизирует начало (в смысле, начало жизни до взросления): когда проходит ее весна и начинается лето, она одевает поверх белого платья синюю (цветную) мантию. В случае Галадриэли и Аредэли он символизирует их служение свету (белая Аредэль-свет vs черный Эол-тьма). Белое знамя Правителя Гондора - по всей видимости, в данном случае просто как альтернатива черному королевскому знамени; "начало", неопределённость, отсутствие специализации, "белый неисписанный лист": королевский род Анариона прервался, новой династии нет (на знамени ведь нет и символов). Белое Дерево на знамени Королей Гондора - высокое происхождение, благословение, полученное от самих Валаров, с которых начинался мир; таким образом - связь с началами мира (Белое Дерево - прямой потомок Телпериона). Белый Город (шире - белые города Валинорских Эльфов и Нуменорцев) - город света, столица. Белые одежды Глоина в гостях у Элронда сообщают о важности гостя.
Однако белым является так же и злой персонаж - Саруман. Его приспешники помечены белой эмблемой. Таким образом, белая окраска - не помеха, чтоб встать на путь зла.

2. черный.

Черный цвет ассоциируется, как правило, со злом, потому что мы постоянно видим его на вооружении "богов" зла - Моргота и Саурона: их приспешники боятся света и прячутся во тьме, что позволяет им сделать сам черный цвет своим символом. Черная страна, Черная Твердыня, Черные Всадники, Черный Враг Мира. Занимаются погружением мира во тьму.
Однако черный цвет широко используется и на стороне добра: черное знамя Короля Гондора, черная форма Стражи Цитадели в Минас Тирите, черный Изенгард (во времена создания Изенгард был доброй нуменорской крепостью), черные траурные одежды Валаров, черная отделка Чертогов Мории, Эол Темный, Палантиры, Камень Эреха, паруса Нуменорских кораблей, черно-красные нуменорские мечи хоббитов.
Отсюда видно, что черный обладает тремя не связанными значениями: ночь, в интерпретации Моргота тьма; траур; тайное знание, наука. Почему знания? Черный цвет присущ Нуменору, причем доброму: черные артефакты созданы или привезены с Нуменора теми из Дунаданов, кто не поддался злу, в те времена, когда нуменорская раса еще была великой. Нуменорскую расу отличает обладание гигантским знанием и стремление к поиску нового знания (рассказ Фарамира о древнем Гондоре, который в поисках знания зашел в тупик и стал вымирать). Эол - ночной Эльф и великий мастер. Высокотехнологичные творения: Палантиры, башня Ортханк (простояла много тысяч лет - и ни царапинки). Чертоги Мории - сосредоточие гномьих искусств.
Значение "ночь" не является злым, так как первоначально ночь - добрая, благая сущность ("благая ночь до прихода Врага" Бомбадил), и лишь со временем осквернена и извращена Морготом. Таким образом, черный цвет исходно ни разу не обозначает зла, но, к сожалению, поднят злом себе на знамена, из-за чего может теперь пониматься превратно.

3. серый.

Символика серого цвета не вполне ясна.
Серый плащ Гэндальфа, серое платье Арвэн, серые одежды Ниэнны, Серебристые (Grey) гавани. Почему Арвэн носит серое платье, а не белое, как большинство женщин у Толкиена?
Серый цвет не является нейтральным или промежуточным между "белым" добром и "черным" злом (в противоположность, например, красному цвету равновесия в "Dragonlance"). Серый связан со стороной добра чуть ли не больше, чем белый: нет ни одного случая, чтоб морготовцы были покрашены в серый цвет.
Кажется, серый цвет символизирует сдержанность, минимализм (но не траурный, а наоборот, положительный: как антагонист роскоши), отсутствие радости ("серые будни", "сейчас не до веселья", как антагонист белого - символа праздника, торжества и радости), а также работу, труд.
Интересно сопоставить пары: Саруман-Гэндальф и Галадриэль-Арвэн.
Гэндальф находится "в тени" Сарумана, Саруман считается важнее, главнее; Саруман - управленец (сидит в башне и мудрит), Гэндальф - работник (странствует по Средиземью и делает дела). В момент перевоплощения в Белого Гэндальф становится не только работником, но и "начальником"; но поверх белого одеяния он продолжает носить серый плащ, так как продолжает свою работу.
Галадриэль по рангу выше, чем Арвэн: Галадриэль - королева, Арвэн - принцесса; Арвэн, насколько можно посудить по некоторым намекам в "Легенде об Арагорне и Арвэн", не сидит без дела и вместе с Галадриэлью занимается какими-то интригами против Саурона; впрочем, такого четкого разделения на "верховного начальника" и "работника", как у Сарумана и Гэндальфа, нет.

4. "цветные" цвета, в отличие от ахроматических, используются в разы меньше.
4.1 красный.
Исключительно редок в Арде.
"Красных" персонажей нет, красных сооружений тоже. Красный в символах: эмблема Ока Мордора, Кольцо Огня - Нарья, Красная Книга, Красная Стрела Гондора - знак войны, медный венец Маэдроса.
Красный, очевидно, символизирует огонь: как служащий добру (Нарья), так служащий злу (Багровое Око). Война - тоже своего рода огонь.

4.2 синий.

Абстрактная мудрость (в противоположность черному, обозначающему знание, науку). Синее платье Лючиэни, синие одежды Манвэ, синий кафтан Тома Бомбадила, синие маги (?). Синюю мантию с серебряными звёздами одевает Эовин в момент перехода от юношеского максимализма и суицидальных настроений ко взрослой мудрости, стремлению творить и исцелять.
Синий - это ещё внешнее спокойствие, обусловленное мудростью, и порой нарушаемое. Как пример можно взять тех же фалатрим, либо Ульмо с его майар. Или ничем специально не обусловленное (?). Здесь же - и спокойствие Тома Бомбадила.
Эовин, которая вместе с мудростью обретает и уравновешенность. По завершении своих трудов Гэндальф также облачается в синюю мантию (And Gandalf, too, was now riding on his tall grey horse, all clad in white with a great mantle of blue and silver over all, and the long sword Glamdring at his side) - завершил свои труды и на том успокоился.
4.3 зеленый и бурый.

Цвета природы - близость к природе. Радагаст Бурый, зеленые одежды Йаванны и Златеники, зелено-бурые одежды лесных эльфов, зеленое знамя Рохана.

5. золотой и серебряный.

Использование золотого и серебряного можно разделить на 4 категории: характеристики свечения (Золотое и Серебряное Деревья Валинора, факелы в лагере Гилдора, фонари в Лориене; "серебряно-золотая река", в которую погрузилось сознание Фродо под действием эльфийской музыки), характеристики звуков (серебряный голос Златеники, серебряные колокольчики в Доме Элронда и Гондоре, серебряно-золотой (!) голос гондорского менестреля), декор (вышивка и украшения, самые разнообразные), окраска природы (September came in with golden days and silver nights; золотые листья и цветы, серебряные стволы и желуди маллорнов в Золотом Лесу).
Из-за огромного разнообразия золотых и серебряных предметов, и не только предметов, выявление значения становится очень сложным.
Закономерность: наибольшая концентрация золотого и серебряного цвета - у Эльфов. Здесь они присутствуют даже в качестве основных. Весь Лориен соткан из трех цветов - золота, серебра и зелени, причем зелень представлена в меньшей степени. В Доме Элронда этот эффект слабее, но и здесь осень характеризуется как золотая, переходящая в серебряную, огонь светит золотым светом, а не красным, как, например, в Мории, музыка погружает в золото-серебряный транс.
Ярчайший серебряно-золотой образ - Два Дерева Валинора. Лаурелин - женского рода, но её свет ярче и жарче, чем свет Тельпериона. Во всём остальном, что связано с золотом и серебром, золото так же ярче и жарче, зато серебро гармоничнее и обладает разного рода скрытыми колдовскими силами; серебро - более тонкая материя.
Проще всего было бы интерпретировать золото-серебряный колор в качестве "доброго", как антагонист черно-красного "злого" колора; однако, во-первых, как уже было показано, ни черный, ни красный не являются знаками зла, во-вторых, есть еще белый огонь и цвет, которые еще "добрее" - именно в белый, а не в золотой и серебряный, покрашено большое количество добрых персонажей, а золото и серебро всегда выступают лишь в качестве отделки на одежде. При этом опять же, как было показано, белый цвет не является маркёром добра, у него совсем иной смысл.
В-третьих, когда золото и серебро используются в качестве декора, они далеко не всегда такие "добренькие". Серебряным может быть военный атрибут (меч, шлем), серебром может украсить себя злодей (короны Назгулов); Саурон любил серебро и присвоил себе множество мифриловых сокровищ.

Пролить свет на значение золота и серебра может следующее высказывание Гэндальфа: "But now I shall ride him into great hazard, setting silver against black". Значит, серебро - это некая сила, энергия, добрая сущность, которая, однако, отличается от белого и красного огня, и противопоставляется черноте, которой Саурон собирается накрыть мир.
Положим так: золотой и серебряный - это стремление к гармонии, энергия для достижения гармонии, такой, какая должна быть в Арде Неискаженной. Они обладают немного разной направленностью: золото экстравертное, серебро - интровертное. Серебряный - это холодное, тихое пламя.
Если в образ героя входят постоянные украшения золотом или серебром (например, Аредэль, украшающаяся серебром, или Фингон, заплетающий косы золотыми лентами), это указывает на то, что этому герою присуща одна из форм "гармонических" энергий, стремлений к гармонии. Золотой - более активное, действенное, хотя и активизирующееся лишь тогда, когда нарушение гармонии вокруг затрагивает персонажа напрямую. Серебряный - более интровертное: огородить "заповедник" и оберегать его, не высовываясь во внешний мир. Самое слабое место: разве другим Эльфам не свойственно стремление к гармонии?

6. Цветовым правилам подчиняются также цвета волос, по крайней мере у Эльфов. Они могут быть черные; красные - крайне редкие; светлые волосы двух типов - золотые и серебряные. Серебряный - цвет, которого у людей не бывает, чрезвычайно редкий. Серебряный цвет волос - не седой (сереброволосый Тингол поседел, и это было, вестимо, заметно). Разделение светлых волос на две разновидности указывает, что цвет действительно имеет значение, иначе можно было бы просто оставить единые "светлые" волосы.
Черные волосы - у Нолдоров, Премудрых Эльфов, изучающих мир.
Красные волосы - у огненных и военных эльфов (кузнец, великий воин).
Феанор черноволосый, потому что он в первую очередь мастер, ученый, генератор идей, а его внутреннее пламя важно как источник творчества и стремления к знаниям. Для сравнения - красноволосый Майдрос, чей внутренний огонь важен сам по себе, как огонь, сжигающий врагов; это разрушительный, "боевой" огонь способен вспыхнуть в нем даже ярче, чем в Феаноре ("he eldest, whose ardour yet more eager burnt than his father's flame, than Feanor's wrath" [Oath-40] HoME-III, "The Flight of the Noldoli from Valinor"). Красноволосый Махтан - величайший кузнец, но не ученый.

Значение золота и серебра также должно быть связано со значением этих цветов "в природе". Беда в том, что угадывается оно сложнее. Возможно даже, что разбор персонажей с характерными цветами волос поможет разобраться в значении цвета в целом.

Золотые волосы: Ваниары, Золотой Дом Финарфина включая Финрода и Галадриэль, Эовин, Златеника. Последние двое, правда, не из Квенди, поэтому, возможно, не подчиняются правилам.
Золотые волосы, как и коричневато-рыжие, несут в себе признак "энергетических" цветов; так, волосы Галадриэли прямо сравниваются со светом Деревьев в рассказе о том, как Феанор трижды просил у неё локон, не получил, обиделся, но пришёл к идее смешать свет Деревьев и сделать Сильмарилли (байка это или нет "внутри Арды" - неведомо, но даже если байка - отражает господствующую в умах обитателей символику цвета).

Серебряные волосы: Тингол, Келеборн, Мириэль. Тингол и Келеборн практиковали изоляционизм. Мириэль умерла от усталости. Сильными и напористыми их, на первый взгляд, не назовешь. С другой стороны, Тингол и Келеборн поднимали цивилизацию вдали от света Дерев Валинора, то есть успешно решали задачу, которую сами Валары считали неразрешимой. Мириэль уподобилась Майа. Еще она создала величайшего из Детей Эру. Впрочем, Тингол и Келеборн тоже отличились на этом поприще: Тингол - отец Лючиэни, Келеборн - дед Арвэн.
В общем, сереброволосые персонажи не так просты, как кажутся снаружи.

Бытует мнение, что черный цвет волос характерен для эльфов в целом, а светлые окрасы - исключения. Возможно, это восходит к заметке об Эльфах в Appendix F "Властелина Колец": "То была раса благородная и красивая, старшие Дети мира, и среди них подобно королям ходили Элдары, ныне ушедшие: Народ Великого Странствия, Народ Звёзд. Они были высокими, светлокожими и сероглазыми, хотя локоны имели черные, за исключением золотого дома Финарфина; а в голосах их звучало больше музыки, чем в любом ныне звучащем голосе смертного. Доблестны были Элдары, но история тех из них, кто вернулся в Средиземье в изгнание, скорбна; и хотя в древние дни она пересекалась с историей Праотцев, судьба их отлична от судьбы Людей".
Если так, то это грубая переводческая и интерпретаторская ошибка: ведь описание во фрагменте касается не всех Квенди, а только Элдаров. Причем не всех, а вернувшихся Нолдоров. Касательно Эльфов Средиземья, есть прямые описания из того же "Властелина Колец": "Из рощи молодых деревьев выступил Эльф, одетый в серое, с откинутым на спину капюшоном. Его волосы блеснули золотом в утреннем солнце".

***

Дом Феанора на полных и законных основаниях может быть черно-красным. Черный символизирует приверженность Дома поиску знаний, научному мировоззрению (насколько научное мировоззрение возможно в Арде); кроме того - траур по Мириэли, затем по Финвэ и по самому Феанору. Красный - в знак Тайного Огня, который горит в Феаноре.
Кроме того, мы имеем три формы энергии: золотое сияние, красный огонь и белый свет. Это совпадает с тремя господствующими цветами в геральдике феанориони в версии Зеро и Лил.




Сайт управляется системой uCoz
Сайт управляется системой uCoz